Шутки о Нано — новом индийском автомобиле фирмы Tata Motors, доступном по стоимости среднему классу Индии, были безвредными. Хотя и очень старыми по сути. В 1950-х годах так же шутили о Фиате-500, о Ситроене 2CV, когда в Европе началось массовое увлечение автомобилями. "Как можно удвоить цену Нано? — "Заполнить бак". "Сколько инженеров нужно, чтобы создать Нано? — "Два. Один, чтобы складывать, второй, чтобы наносить клей". Но это все высокомерно и не очень смешно. Более того, лицемерно.

Типичная история в западных СМИ началась с восторгов от создания предприятием "Тата" машины, которая будет продаваться всего за 100 тыс. рупий ($2500). Все согласились, что это "притягивает". И машина вместит четыре человека (как говорили шутники, при условии, что они вдыхают не одновременно). Там нет радио, кондиционера, есть лишь один дворник на ветровом стекле. Но такая экономия означает, что автомобиль действительно доступен десяткам миллионов индийцев. До сих пор они могли позволить себе лишь мотороллер.

Но существует проблема: что станет с миром, если все индийцы начнут гонять на автомобилях? Их больше миллиарда, а мир просто не сможет выдержать еще больше выбросов газа. "Это — не "народная машина", как ее рекламирует "Тата". Это, скорее, "отравитель людей", — стенает Национальная почта (National Post) Канады. — Несколько дюжин миллионов новых машин, выбрасывающих загрязняющие вещества на уровне почти постоянной пробки. Вряд ли страны Киотского протокола о таком мечтали".

Но погодите минутку. Разве в Канаде нет уже "дюжины миллионов" автомобилей, хотя население по численности там не сравнить с Индией? Не больше ли это автомобилей Нано в среднем в два раза (или — в случае крупных внедорожников — в пять раз)? Не приходит ли на ум фраза о "двойных стандартах"?

"Автомобили Индии изрыгнули в 2005 году в атмосферу 219 миллионов тонн углекислого газа, — возмущалась в Лондоне The Guardian. — Эксперты говорят, что к 2035 году эта цифра увеличится почти в семь раз, до 1470 миллионов тонн, если автомобильное движение останется бесконтрольным". А Washington Post писала: "Если миллионы индийцев и китайцев станут собственниками автомобилей, планета обречена. Изящная маленькая Нано внезапно начинает выглядеть гораздо менее привлекательной". Но практически у каждой семьи в США и Британии уже есть свой автомобиль. Или два...

Они не осознают, как отвратительно это звучит? Неужели они не понимают, что в мире равные права владеть автомобилем есть у всех, если они могут себе это позволить? Если общее число людей, которые могут позволить себе машины, превысит количество автомобилей, которое может вынести планета, то нам придется разработать рациональную систему, которую все сочтут честной. Или мы будем жить с последствиями превышения допустимого количества.

"Ограничение и сближение" — это фраза, которую все должны выучить. Это было отчеканено почти 20 лет назад рожденным в Южной Африке активистом Обри Майером, основателем Института всемирных общественных прав. И это все еще единственный надежный путь, благодаря которому мы можем достигнуть всемирного соглашения об обуздании выбросов парниковых газов во всем мире.

Идея проста: нужно прийти к согласию в отношении количества общих всемирных выбросов, которое нельзя превышать, а не устанавливать рыболовные квоты, чтобы сохранить рыбу. Затем это количество мы поделим на шесть с половиной миллиардов (общее население планеты), что даст нам количество выбросов на душу населения для каждого на Земле.

Конечно, некоторые страны (в основном развитые) уже выбрасывают в 10—20 раз больше других (развивающихся), но со временем это придется прекратить. Выбрасывающим большой объем государствам придется "заключить соглашение" о своих выбросах на душу населения. В то время как бедные страны могут продолжить увеличивать свои выбросы до установленной нормы, богатым необходимо их уменьшать. Тогда обе группы сойдутся на одинаковом уровне выбросов на душу населения. И по предварительному соглашению этот уровень будет достаточно низким, чтобы всемирные выбросы остались ниже опасной точки.

Если подобная идея не нравится, то альтернативой будет ситуация, когда загрязнение настолько увеличится, выйдя из-под контроля, что произойдет изменение климата со средней всемирной температурой к концу столетия выше на 6 градусов по Цельсию. Это означает, что будущее будет сопряжено с голодом, войнами и массовыми смертями...

Неодобрительное кудахтанье из-за массового обладания автомобилями в Индии или Китае полностью упускает суть проблемы. Сейчас на каждую тысячу индийцев приходится всего 11 частных автомобилей. На каждую тысячу американцев — 477. К середине столетия одинакового числа автомобилей на тысячу индийцев и американцев не будет. В Индии их на тысячу будет намного меньше, чем 477. Пока кто-нибудь не изобретет автомобиль, вообще не выбрасывающий парниковых газов. Иначе все проиграют…
http://www.versii.com/telegraf/material.php?id=8490&nomer=410

-----------------------------------


-----------------------------------