Мировой бум на нанотехнологии, как это часто бывает с научными открытиями, сменился настороженным отношением к этому чуду XXI века. Сегодня все больше раздается предостережений: нанотехнологии вполне могут оказаться разрушительными как для окружающей среды, так и для человека. К примеру, наночастицы диоксида титана, которые используют в производстве бытовой техники, накапливают тяжелые металлы. А наноуглерод оказался для нервной системы и вовсе смертельным веществом. После таких открытий неизвестно, печалиться или радоваться тому, что нанонаука в Казахстане движется вперед наношагами. Несмотря на то что в стране создана приоритетная программа «По развитию нанонауки и нанотехнологий», а каждый год на исследования тратится никак не меньше 230 миллионов тенге, список казахстанских нанодостижений очень невелик. Это краска «Цемянка», которой, говорят, не страшны ни время, ни морозы и которой даже успели покрасить здание Академии финполиции в Астане, а также некое пивоваренное «ноу-хау», на молекулярном уровне очищающее пиво от алкоголя.

Казахстан стал жертвой мировой моды. Только не в индустрии красоты, а в науке. На развитие престижных ныне нанотехнологий наша страна тратит 230 миллионов тенге в год. Однако, по оценкам самих ученых, около 90 процентов финансируемых государством проектов к наноразработкам относятся более чем косвенно.
Из года в год казахстанские чиновники от науки рапортуют о новых прорывных проектах в области нанотехнологий, выделяют на их развитие средства из бюджета и стараются всеми способами угнаться за мировой модой на мини-разработки. Заниматься нанонаукой сегодня престижно, она на пике популярности, почти так же, как в прошлом веке ядерная энергетика и генная инженерия. Нанотехнология – область прикладной науки и техники, которая занимается изучением свойств объектов и разработкой устройств размером порядка нанометра (одна миллиардная метра).
Впервые на глубину молекул и атомов исследователи спустились больше 30 лет назад. В 1974 году японский ученый Норио Танигути впервые употребил термин «нанотехнология». Пожалуй, именно тогда развитые страны – в первую очередь Япония и США – вплотную занялись изучением больших возможностей крошечного мира.

На грани фантастики

С помощью нанотехнологий в ближайшем будущем уже планируют создавать гибкие цветные дисплеи, более быструю электронику, немнущуюся одежду, стены, перерабатывающие неприятные запахи, и много других суперфункциональных вещей. В далеком будущем – году так в 2015-м – могут появиться нанороботы, способные конструировать из атомов любой предмет. Зарубежные специалисты уже мечтают о том, как крошечные механизмы заменят сельскохозяйственные растения и животных и будут, к примеру, производить молоко прямо из травы, минуя корову.
Пока скептики называют эти будущие открытия очередной научной фантастикой, ученые уже рапортуют о достижениях в мире нано: в США исследователям удалось вылечить с помощью нанотехнологий инфаркт у мышей и разработать наногильзы, поражающие раковые клетки.
Правда, сомнений в безопасности этих новых технологий у специалистов тоже хватает. Нанотехнологии вполне могут оказаться разрушительными как для окружающей среды, так и для человека. К примеру, наночастицы из диоксида титана, которые находят применение в широком диапазоне устройств – от солнцезащитных экранов до перезаряжаемых батарей, поглощают и концентрируют в себе тяжелые металлы, такие как кадмий. А наноуглерод оказался и вовсе убийственным веществом. Экспериментируя с обычными рыбками, ученые бросили в аквариум сначала углевой порошок, который просто осел и никак не потревожил рыбок. Но когда в аквариум бросили наноуглерод, все его обитатели погибли – оказалось, что вещество блокирует нервные клетки.

Мода на молекулы

Тем не менее, несмотря на возможные разрушительные свойства, область нано привлекает сегодня все больше исследователей. Развивать эти технологии – престижно для любой страны, претендующей на роль развитого государства. Не так давно в России приняли программу развития нанотехнологий, реализацию которой взял под контроль лично президент страны. Не обошла «мода на мини» и Казахстан. Пару лет назад, вслед за соседями, наша страна подняла нанотехнологии на щит. О том, какие прорывные проекты будут созданы в этой области, тогда не говорил разве что ленивый. Министерство образования и науки даже приняло соответствующую программу – «По развитию нанонауки и нанотехнологий», стало ежегодно выделять деньги – порядка 230 миллионов тенге – на исследования и в прошлом году создало национальную нанолабораторию при КазНУ им. Аль-Фараби. Однако инфраструктурой, необходимой для подобного центра, ее не оснастили.
– В Казахстане на самом деле почти никто сейчас не имеет условий для того, чтобы заниматься нанотехнологиями, – говорит директор Физико-технического института Серекбол Токмолдин. – Национальная лаборатория непременно должна быть научно-технологическим центром мирового уровня, реализующим прорывные инновационные проекты в приоритетных для страны направлениях. Для того чтобы работать на таком уровне, где одна миллиардная часть метра, размеры атомов и молекул, нужны особые условия.
Такие условия планировалось создать как раз при Физико-техническом институте. В 2006 году ему из госказны выделили 3 миллиона долларов на покупку необходимого оборудования. По логике вещей, именно здесь и должны были со- здать национальную лабораторию нанотехнологий. Однако Министерство образования и науки РК совместно с комитетом науки под предлогом того, что институт является акционерным обществом (хоть и со стопроцентным госпакетом акций), до сих пор затягивают решение о размещении национальной нанотехнологической лаборатории на базе института.
Так непродуманно и явно ненаучно чиновники подходят и в целом к развитию нанотехнологий, сетуют ученые. В ближайшем будущем Министерство образования и науки планирует выделить дополнительные 2 миллиарда на оснащение лабораторий по всей стране. Однако до сих пор не определены направления, по которым будет вестись работа, нет слаженных и опытных коллективов, не проработан вопрос – кому же нужны нанооткрытия и на каком производстве их будут внедрять. А без всего этого, констатируют специалисты, ни о каком научном развитии и речи быть не может.
– Что такое национальная лаборатория? – недоумевает в отношении действий правительственных чиновников Серекбол Токмолдин. – По их мнению, это открытое место, «открытая лаборатория», куда люди приходят и делают свои проекты, реализуют самые невероятные свои идеи, точнее говоря, удовлетворяют свое любопытство за свой счет, если есть деньги и желание их потратить, за счет любопытных бизнесменов, за счет любопытного государства… На первый взгляд у нас все хорошо, чиновники говорили мне так: мы построим новое здание, новое оборудование, пригласим западных специалистов, приставим к ним наших молодых ребят, они их воспитают – и лаборатория заработает по заказам. Но опыт показывает: когда «просто так» открывают, все это попросту простаивает.

Пиво да краска

Нанонаука в Казахстане, конечно, пытается поспеть за мировой модой, но движется вперед наношагами. По данным самих же ученых, около 90 процентов проектов, разработанных в рамках программы развития наноиндустрии на государственные деньги, к действительным научным открытиям на уровне атомов имеет разве что косвенное отношение. Например, не так давно отрапортовали отечественные Кулибины о создании нанобетона. Однако на деле специалисты просто взяли природный материал асбест и добавили в него бетон, уверяя, что это и есть нанотехнология, повысившая прочность материала в 30 раз. Реальная же нанонаука предполагает манипуляцию атомами и управление ими, чего в случае с бетоном сделано не было.
– У нас люди пытаются сделать нанотехнологии там, где ими и не пахнет, – рассказывает физик Токмолдин. – Ту же разработку бетона могли профинансировать как создание новых строительных материалов. А у нас эти проекты проходят по программе «нано» – это абсурд. К нанотехнологиям нельзя относиться так, что они обязаны появиться в Казахстане, или должны быть ученые, которые непременно опередили весь мир. Такого на самом деле нет. Если кто-то говорит, что есть, он просто обманывает.
Список казахстанских нанодостижений, известных широкой публике, сегодня очень невелик. Есть краска «Цемянка», изготовленная усть-каменогорским ученым и вроде бы тоже отнесенная к нашим наноизобретениям. По словам создателя, ей не страшны время, морозы и сырость. «Цемянкой» даже успели покрасить здание Академии финансовой полиции в Астане. «Удовлетворение состоянием проделанного» выразил лично премьер-министр Масимов, видимо, памятуя о том, что нанонаука – в приоритете у государственных управленцев других стран.
Другое нанооткрытие состоялось в такой значимой для страны отрасли как… пивоварение. Оказывается, один из отечественных заводов уже использует нанотехнологии для глубинной, буквально на молекулярном уровне, очистки пива от алкоголя.
Стоят ли все эти открытия выделяемых миллиардов – большой вопрос. С другой стороны, может, и хорошо, что в Казахстане нанооткрытия пока не достигли гигантских размеров. Глядишь, через несколько лет и впрямь окажется, что все нанотехнологии небезопасны, и станет модным от них отказываться.
Источник


-----------------------------------


-----------------------------------