Сегодня будет учреждено Нанотехнологическое общество России. О цели его создания корреспонденту "РГ" рассказал руководитель инициативной группы, академик РАН Юрий Третьяков.
Российская газета: В нашей стране существуют сотни самых разных обществ, в том числе множество научных, скажем, почвоведов, анатомов, энтомологов, химиков и т.д. О них практически ничего не слышно, неизвестно, чем они вообще занимаются. И вот вы создаете еще одно общество. Надеетесь, что у него все будет иначе?
Юрий Третьяков: Общества ученых, о которых вы сказали, объединяют узких профессионалов какой-то одной научной дисциплины. Сфера "нано" всеобъемлющая, она включает в себя практически всех ученых. Кстати, и не только ученых. Говоря образно, она доберется до каждого, независимо от того, понимает он, что такое "нано" или далек него. Это как с мобильными телефонами, которыми сегодня пользуется огромное число людей. Так вот по нашему Уставу членом Нанотехнологического общества может стать любой желающий, нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по уровню образования, ни по месту проживания, хоть за границей. Мы открыты для всех. Кроме того, в Уставе записано, что руководитель общества выбирается только на один год. Надеюсь, это позволит избежать бюрократизма.
Российская газета: Страна уже пережила бум увлечения "нано", когда ученые обещали настоящую революцию не только в экономике, но и во всех сферах жизни. Власть услышала науку, создала "Роснанотех" и выделила ему огромные суммы - около 130 миллиардов рублей. Курчатовскому институту поручили научное руководство этим направлением. Неужели они не справятся? Где место вашего общества в такой системе?
Третьяков: Оно очевидно. Это мнение сообщества о решениях власти и его структурах. Вы сами сказали, что чиновники получили огромные деньги, а значит, взяли в свои руки штурвал управления важнейшим для страны делом. Но в том и дело, что им нельзя отдавать его на откуп. Общество должно их контролировать. Вот они получили миллиарды, прошел год, как они потрачены? Мы будем собирать группы независимых экспертов по самым разным вопросам и стараться доводить их выводы до всех инстанций.
Но я хотел бы подчеркнуть следующее. Даже если чиновники будут идеально работать, все равно эффект окажется низким. Идея должна овладеть массами, тогда произойдет настоящий прорыв. А именно он нам и нужен, так как Россия уже сильно отстала в нанотехнологической гонке. Необходимо объяснять людям, что такое "нано". К сожалению, тот вал публикаций, который прошел в СМИ, только затуманивает картину. Увы, многие ученые не могут занимательно и грамотно рассказать, что же такое "нанотехнологии".
Российская газета: Еще хуже обстоит дело на телевидении. Те передачи, которые мне довелось видеть, ничего, кроме досады, не вызывают. Скучно и неинтересно. Простой зритель через пять минут переключит кнопку.
Третьяков: Увы, вы правы. Выход очевиден: надо привлекать профессионалов телевидения, которые совместно с учеными смогут превратить "нано" в зрелище. И просветительство - еще одна из главных задач создаваемого нами общества. Очень надеюсь, что его членами станут те самые профессионалы, о которых вы говорите. Во всяком случае, мы сделаем все возможное, чтобы их привлечь.
Могу сказать, что сейчас к выпуску готовится книга "Нанознайка". Она должна выйти большим тиражом, быть дешевой, а значит, доступной для широкого круга читателей.
Российская газета: На оплату экспертов, на другие ваши мероприятия нужны деньги. На членские взносы ученых не разбежишься...
Третьяков: Согласен. Но у нас будут не только индивидуальные, но и корпоративные члены. Наши контакты с ними показали, что они готовы нас поддержать.
Кстати, каждый желающий стать членом Нанотехнологического общества России должен отправить по адресу orgnanosociety@mail.ru заявление в произвольной форме, в котором надо указать ФИО полностью, место работы, должность, электронную почту, телефон и адрес.
Российская газета